Предпринимательская активность в России показала 35% рост

В 2016 году было зарегистрировано рекордное значение показателя, характеризующего количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. По сравнению с 2014 годом этот показатель вырос на 35%. Большинство россиян по-прежнему не уверены в своих навыках и условиях для создания бизнеса.

По данным самого масштабного исследования предпринимательской активности в мире – Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), объявленным 6 февраля 2017 года в Куала-Лумпуре, 6,3% взрослого трудоспособного населения России вовлечены в создание и управление новыми компаниями.

По показателю ранней предпринимательской активности в 2016 году Россия опередила Италию (4,4%), Германию (4,6%), Испанию (5,2%), Францию (5,3%), Грецию (5,7%). В странах БРИКС количество людей, предпринимающих попытки создать свой бизнес и управлять им, значительно больше. Например, в Бразилии – 19,6% трудоспособного населения являются ранними предпринимателями, в Китае – 10,3%.

Выросло в 2016 году в России и количество людей, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет – их количество составило 5,3% взрослого трудоспособного населения, это также самое высокое значение данного показателя за весь период проведения исследования в России (с 2006 года).

«В 2016 году количество создаваемых бизнесов превысило количество закрытых на 60%. Это позволяет говорить о расширении предпринимательского сектора. Закрытие бизнеса происходило в основном по финансовым причинам. Около 33% респондентов констатировали, что вынуждены были закрыть бизнес из-за того, что он не был прибыльным. 15% указали, что причина, побудившая их закрыть бизнес, связана с высокими налогами и бюрократией. Выше этот показатель был только в Македонии (30,9%), Италии (26,3%), Латвии (20,6%), Хорватия (16,5%)» - говорит Ольга Верховская, руководитель проекта GEM в России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, ВШМ СПбГУ.

Большинство россиян, как и в предыдущие годы, не планирует открывать собственное дело в ближайшие три года. Однако по сравнению с 2014 годом показатель тех, кто планирует открыть свой бизнес, вырос и составил 5,2% (против 2,6%). К сожалению, он все еще остается самым низким среди стран – участниц проекта. Схожий уровень демонстрируют Испания (6,1%) и Малайзия (6,4%). В остальных странах он превышает 8%. Одно из объяснений отсутствия предпринимательских намерений у большей части российского населения связано с низкой оценкой условий для создания бизнеса. Лишь 17,9% респондентов считают, что в регионе их проживания будет благоприятная среда для открытия собственного дела. Хуже значение этого показателя только в Греции (12,9%). Еще одной причиной нежелания создавать собственное дело связано с тем, что в России респонденты пессимистичны в оценках наличия у них предпринимательских навыков – 28,4% оценивают свои умения как достаточные. Схожие оценки зарегистрированы на Тайване (25,2%), в Малайзии (28,3%) и Китае (29,8%).

Для 34% российских предпринимателей создание бизнеса являлось вынужденным шагом, так как у них не существовало других возможностей получения дохода. Схожая структура мотивации наблюдается в таких странах как Греция (35%), Хорватия (34%), Аргентина (37%).

Для информации:

Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) в настоящее время является крупнейшим в мире исследованием предпринимательской активности. В 2016 году в опросе приняло участие более 197000 человек в 65 странах мира. В странах, участвовавших в исследовании, проживает 75% населения и производится более 90% ВВП. Для реализации методологии GEM в 2016 году при проведении опроса в России использовалась многоступенчатая стратифицированная вероятностная выборка, репрезентирующая взрослое трудоспособное население России в возрасте от 18 до 64 лет, объемом 2020 респондентов. В России на протяжении 10 лет проект реализуется исследовательской группой Института «Высшая школа менеджмента» Санкт–Петербургского государственного университета.